?

Log in

No account? Create an account
Канонические начала церковной жизни - ЖИТЬ НЕ ПО ЛЖИ [entries|archive|friends|userinfo]
d_st75

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Канонические начала церковной жизни [авг. 3, 2011|01:24 am]
d_st75
[Tags|, , ]

 Митрополит Евлогий (+ 8 августа 1946)
о "ценности" присоединения
к Вселенскому престолу



Постепенно новое каноническое положение моей паствой принято и усвоено. Все уладилось, успокоилось, хотя многие и по сей день не понимают ценности нашего единения со Вселенским Престолом. А между тем, ценность этого единения великая.

И прежде всего мы связаны с Греческой Церковью - со Вселенским Престолом исторически. Русская Церковь, дочь Греческой Церкви, управлялась иерархами-греками почти 500 лет (от Крещения Руси до первого русского митрополита Ионы). Связаны мы с Греческой Церковью и идейно. Национальные автокефалии не отдельные Церкви, а независимые церковно-административные объединения. Мистически все они - одно и должны пребывать в органическом общении со всем Вселенским Христианством. Когда Церкви забывают о вселенской своей природе, когда обособляются, замыкаясь в своих национальных интересах, - эта утрата основного, главного предназначения национальных Церквей есть болезнь и грех, именуемый "филетизмом". Принято обвинять Греческую Церковь в этом "филетизме"; но не свободна была от него и Русская Церковь. Богатая, славная, многомиллионная, ни в чем не ощущавшая нужды и недостатка, она как-то обособилась в своей самоуверенности; смиренное самосознание младшей сестры единой вселенской Христовой семьи, как части единого Тела Христова, затемнилось и заглушилось некоторым самомнением, выраженным в известном изречении: "Москва - Третий Рим, а четвертому не бывать". Самомнение это укоренилось не только в национально-политическом, но и в церковном сознании. Бюрократическая церковная реформа Петра Великого, задуманная по протестантским образцам, еще более ослабила вселенскую идею в Русской Церкви. Многие были склонны смотреть на другие православные Церкви как на бедных родственников. Революция отделила Церковь от государства и лишила ее всякой государственной поддержки; сделавшись самостоятельной, Церковь обратилась к каноническим началам своей жизни: был созван Поместный Собор и избран Патриарх Всероссийский, вступивший в живое общение со всей Вселенской Церковью. Большевистское гонение, разразившееся в Церкви, остановило дальнейшее развитие ее жизни по каноническим нормам и укрепление связей со Вселенской Церковью. Задача поддержания общения с Вселенской Церковью выпала на мою долю, когда митрополит Сергий несправедливо оттолкнул меня и моих епископов, духовенство и паству. И это несчастье послужило причиной тому, что мне пришлось осуществить тот закон церковный, по которому Церкви православные, оторванные от своей родной Церкви, подлежат в православных странах юрисдикции местных Церквей, а в инославных - Вселенскому Патриарху. Вот почему наши церкви обрели такое спокойствие и устойчивость своего канонического положения, когда были приняты под покровительство Вселенского Патриарха.
Путь моей жизни, гл. 23 "Церковная смута", ст. 682
СсылкаОтветить

Comments:
(Удалённый комментарий)
[User Picture]From: d_st75
2011-08-03 07:37 am
Из каких источников? Рассказ самого митр. Евлогия - здесь: http://www.ubrus.org/data/library/pages/155/Main.htm
(Ответить) (Parent) (Thread)
(Удалённый комментарий)
[User Picture]From: d_st75
2011-08-03 08:02 am

Re: Из каких источников?

Портрет интересный и в общем положительный, хотя увлечение "восточностью" описано не без иронии. Из рассказа митр. Евлогия не следует, что общение с митр. Шептицким ему "открыло глаза".

Если что митр. Евлогий понял во время этих событий, то это как раз, мне кажется, что церковь нельзя сводить к политике, даже национальной. (Хотя до конца их отделить едва ли возмжно, и сам митр. Евлогий не всегда умел избегать смешения).
(Ответить) (Parent) (Thread)
(Удалённый комментарий)
[User Picture]From: d_st75
2011-08-03 08:33 am

Re: церковь нельзя сводить к политике

Это да.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mondios
2011-08-03 01:17 pm
О, впервые читаю про-константинопольское обоснование 28-го правила Халкидона из уст русского иерарха. Примечательный текст. Было бы хорошо, если бы сам Евлогий в него верил.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: d_st75
2011-08-03 01:28 pm
И какого иерарха... Почему Вы полагаете, что он в него не верил?
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mondios
2011-08-03 02:05 pm
Хи-хи. Обратите внимание: я не написал "не верил", а написал: "было бы хорошо, если бы верил". А Вы откуда знаете, что верил? Разве не может быть, чтобы митр. Евлогий, оказавшись в ситуации, когда он был вынужден обратиться к Константинополю и вступить в полемику, чтобы отстоять своё право поступить именно таким образом, уже постфактум подыскал идеологическое обоснование тому, что сделал, чтобы избежать критики и отлучений как со стороны Храповицкого, так и со стороны Сергия, а потому мог реально и не верить в столь шаткую формулу, которая, по крайней мере до Мелетия, не выражалась официально? По-моему его мотивы вполне обусловлены ситуацией. Вот если бы он еще до революции написал нечто подобное, - другое дело. И ведь, интересно, что обратился он к интерпретации 28-го правила именно в той его трактовке, котороая только тогда и появилась, т.е. при Мелетии.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: d_st75
2011-08-03 02:22 pm
Все это так. Но мне кажется, что не следует проецировать наш постмодернизм на людей того времени. Митр. Евлогий не теоретический богослов, а строитель церкви. У Николая Японского (и, думаю, у патр.Тихона) очень похожий подход. Их прагматизм не является цинизмом (даже когда наличествует мера хитрости), потому что церковь для них не "концепция", а непосредственно осязаемая реальность и дело их жизни (именно жизни, а не карьеры...). Не знаю, ясно ли я выразился.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mondios
2011-08-03 03:07 pm
+++Их прагматизм не является цинизмом (даже когда наличествует мера хитрости)+++

По-моему, это очень удачное выражение, надо будет запомнить :)

(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: d_st75
2011-08-03 02:33 pm
К тому же не нужно недооценивать масштаб событий, в которые были вовлечены эти люди. Революция была крушением православного мира, полным переворотом всех привычных представлений. Готового выбора не было. Приходилось подыскивать наощупь или наугад, используя политическое чутье столько же, сколько знакомую с семинарии Книгу правил. Разумеется, не обходилось без ошибок.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mondios
2011-08-03 03:15 pm
Согласен, хотя и думаю, что революция была всё-таки крушением не православного мира, а русского православного мира.

Меня здесь интересует именно то, что когда надо (пусть даже в утилитарных целях) русские иерархи всё же способны говорить о Константинополе и греках более разумно, чем в свободной ситуации. И обратите внимание: он говорит, что подчиняясь Константинополю исполняет "закон церковный"! Разве такое можно было услышать из уст руского иерарха (я уверен, включая Евлогия) в православной империи? У меня есть неопубликованный доклад проф. СПБДА И. Соколова, на котором еще до революции стоял гриф "секретно", в котором на полном серьезе обсуждается (это 1914 года!), что будем делать с Константинопольским патриархатом, когда завоюем Константинополь.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: d_st75
2011-08-03 03:35 pm
Это было крушением православного царства, которому придавался вселенский характер.

"Когда надо..." Да, без сильного побуждения, это не выходит. Тот же митр. Евлгогий (правда уже старый и больной) в 1945 году заговорит по-другому.

Но сам этот прагматизм можно оценивать положительно. Церковные структуры для церкви, а не наоборот. Также поступил и о. Александр Шмеман, защищавший права Вселенского престола, но пошедший на сделку с митр. Никодимом.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mondios
2011-08-03 05:11 pm
+++Тот же митр. Евлгогий (правда уже старый и больной) в 1945 году заговорит по-другому. +++

А что было, не напомните?

+++пошедший на сделку с митр. Никодимом+++

А что за сделка? Образование Американской Церкви?
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: d_st75
2011-08-03 06:11 pm
1. Был прилив патриотических чувств после победы, восстановления связи с Московским патриархатом, двойное поминовение Константинопольского и Московского патриархов, визиты в советское посольство, поощрение репатриантов и т.д.
2. Да, конечно.
(Ответить) (Parent) (Thread)